"ГОРЕТЬ" - НОРМА ЖИЗНИ!
Интервью с рекордсменкой мира по прыжку с шестом Светланой Феофановой и ее тренером Евгением Георгиевичем Бондаренко Задавала вопросы и записала ответы директор Центра олимпийской подготовки Спортивного клуба “Луч” Н.Г. Иванова г. Москва, 2002
Бондаренко Евгений Георгиевич - мастер спорта международного класса, Заслуженный тренер России
Его ученики:
Елена Белякова
- 1976 года рождения, мастер спорта международного класса, бронзовый призер чемпионата Европы в помещении. Лучший результат в прыжке с шестом 4 м 52 см, в помещении - 4 м 55см. Тренируется у Е.Г. Бондаренко с 1994 г. по настоящее время;Юлия Голубчикова
- 1983 года рождения, мастер спорта международного класса, серебряный призер чемпионата мира среди юниоров 2002 г. Лучший результат в прыжке с шестом 4 м 35 см. Тренировалась у Е.Г. Бондаренко с 1995 г. по 2001 г.;Василий Горшков
- 1976 года рождения, мастер спорта международного класса, двукратный победитель первенства России среди молодежи, двукратный чемпион России, призер чемпионата Европы среди молодежи;Евгений Михайличенко
- 1979 года рождения, мастер спорта международного класса, победитель первенства России среди юниоров, победитель Кубка России;Павел Герасимов
- 1979 года рождения, мастер спорта международного класса. Тренируется у Е.Г. Бондаренко с 2002 г.Светлана Феофанова
- Заслуженный мастер спорта. Родилась 16 июля 1980 г. в Москве Рост: 163 см, вес: колеблется от 49 до 51 кг Достижения: Чемпионат мира в помещении 2001 г., Лиссабон - 2 место; Чемпионат мира 2001 г., Эдмонтон - 2 место; Чемпионат Европы в помещении 2002 г., Вена - 1 место; Чемпионат Европы 2002 г., Мюнхен - 1 место; Кубок Европы 2002 г. - 1 место; Кубок мира 2002 г. - 2 место; 6-кратная рекордсменка мира (в помещении); 17-кратная рекордсменка Европы; 21-кратная рекордсменка России; Лучший результат в прыжке с шестом - 4 м 78 см (2002 г.), 4 м 75 см (в помещении, 2002 г.)
Вопрос: Евгений, мы знакомы достаточно давно. Еще с той поры, когда ты был спортсменом и выступал за спортивный клуб "Луч". Как правило, известные спортсмены редко стремятся стать тренером. Как к тебе пришло решение стать тренером?
Бондаренко: Я как бы не был достаточно известным спортсменом. Я был мастером спорта международного класса. А собственно, что мне оставалось делать? Закончил выступать, больше делать ничего не умел, по образованию - тренер-преподаватель... Но главная причина - я сам хотел стать тренером. Мне тренерское дело просто нравится. Я хотел, может быть, реализоваться через спортсменов, чтобы они сделали то, что не мог до конца сделать я сам. Стал тренировать, стало получаться - стало еще интереснее
.Вопрос: А с чего ты начал? Это ведь самое трудное - начать. Как найти ученика? Как ты нашел своих учеников?
Бондаренко: А я никого не искал. Они сами все пришли
.Вопрос: Как так?
Бондаренко: Лена Белякова перешла с высоты, она раньше в высоту прыгала. Она тренировалась у Сергеева и прыгала 1 м 65 см пять лет подряд. Это первый разряд. Она поступила в институт и решила не продолжать дальше тренироваться. Я предложил Лене попробовать прыгать с шестом. Вот это было мое начало. Вторая ступень - я купил пять шестов на свои деньги. Потому, что я тогда еще не работал в "Луче", да и нигде не работал, и шестов в стране тогда у нас тоже не было. Я купил шесты и стал на них тренировать Лену. А Юлию Голубчикову привели родители. Сказали: "Вы знаете, нам посоветовали прийти к Вам".
Вопрос: А Света Феофанова?
Бондаренко: Света пришла из гимнастики. Она мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике. Помог в этом тренер Владимир Андреевич Сафронов, он еще меня тренировал, в то время, когда я учился в спортивном интернате. Он знал, что Света хочет закончить заниматься гимнастикой, и посоветовал ей попробовать прыгать с шестом. Как-то летом Света пришла ко мне на тренировку, попробовала прыгать и ей не понравилось. А через полгода снова пришла и сказала, что отдохнула от гимнастики и готова прыгать с шестом. Ей не хотелось совсем уходить из спорта и хотелось добиться успеха.
Вопрос: Эти полгода вы не общались
?Бондаренко: Нет. После перового знакомства я ее больше не видел. Она пришла сама как бы заново. Это была ее идея.
Вопрос: Я знаю, что в начале своего тренерского пути ты одно время работал с Петром Бочкаревым и Денисом Петушинcким. Как складывались ваши отношения?
Бондаренко: У Пети Бочкарева тренер уехал работать за границу, и он остался один. Денис в тот период тоже оказался без тренера. Они особого от меня ничего не ждали, наверное, хотели, чтобы я был тем человеком, который за ними хотя бы смотрел на тренировке. Но роль консультанта меня устроить не могла. Я привык к делу относиться серьезно. Я начал от них что-то требовать, заставлять, гонять. Наверное, это им сильно не нравилось, ведь они уже были в то время взрослыми состоявшимися спортсменами. Но сами попросили - поэтому им пришлось терпеть и тренироваться.
Вопрос: Сейчас у тебя в группе есть и девушки и юноши. В чем различие их подготовки?
Бондаренко: Психология разная. Как ни странно, девчонки более терпеливые и по-спортивному более злые. А ребята более мягкие оказались. Даже никогда не думал, что это так.
Вопрос: Мы все переживаем, что легкая атлетика стала не таким массовым видом спорта, как это было 15-20 лет назад. С другой стороны, это один из немногих видов спорта, где можно заработать неплохие деньги, т.е. есть определенная коммерческая основа. При этом родителям не надо вкладывать в своего ребенка больших денег, как, например, в теннисе или фигурном катании. Почему же родители редко приводят детей в легкую атлетику?
Бондаренко: Я думаю, что родители в ближайшее время разберутся. Многие родители, например, не знают, что если в юниорском возрасте мальчик прыгают с шестом 5 м, а девочка - 4 м и выше, то их берут в США на обучение в любой университет. Университеты США звонят, собирают по странам лучших, как они считают, молодых легкоатлетов и дают им бесплатное обучение. Нам, например, звонили из Техасского университета. Что такое университет в США? Стоимость обучения в американском университете - 23 тысячи долларов в год. Туда же входит питание, спортивная экипировка и все остальное, английский язык. А через пять лет можно получить вид на жительство и остаться в Америке. Многие родители захотят этого. Просто многие об этом не знают. Что касается "зарабатывания" денег, то в мире сейчас тенденция направлена на то, что основную массу денег зарабатывает победитель. Резкий перепад в оплате между победителем и вторым или третьим призером.
Вопрос: Но для России это все равно достаточно большие деньги. Человек в 20 лет, если он не гений, может честно заработать такие деньги только в спорте. Это так?
Бондаренко: В 20 лет молодой человек может заработать хорошие деньги только в спорте. Но, что касается России, в футболе, хоккее, да и во всех спортивных играх оплата гораздо выше, чем в легкой атлетике. При этом спортсменам не надо так "упираться", как в легкой атлетике. Конечно, чтобы заработать деньги, надо быть спортсменом достаточно высокого уровня
.Вопрос: Но, чтобы хоккеист в 20 лет смог зарабатывать хорошие деньги, родители на протяжении 12-15 лет должны вложить в него достаточно много средств. А в легкой атлетике это происходит бесплатно.
Бондаренко: Пока, да. Поэтому у нас и становится все меньше и меньше тренеров. А в теннисе, хоккее и футболе появляются все время новые тренерские имена.
Вопрос: Почему, по твоему мнению, в футболе нет успехов на международной арене?
Бондаренко: Потому, что футболистам платят очень большие деньги в России. Легкоатлетам или теннисистам, чтобы что-то заработать, надо обязательно соответствовать международному уровню. Если бы нашим легкоатлетам в России платили такие же деньги, как футболистам, за такой же уровень, то в легкой атлетике было бы очень много и спортсменов, и тренеров среднего уровня. Они бы показывали неплохие результаты, но не стремились особенно показать что-то выдающееся, потому что и так можно неплохо жить
.Вопрос: Но, все-таки, по большому счету, выигрывать может только честолюбивый спортсмен?
Бондаренко: Конечно. Материальная сторона дела - это одно, но на первом месте должно стоять достижение наивысшего результата. Что такое успех? Человек из ничего становится всем. Его знает весь мир!
Вопрос Феофановой: Света, закончив заниматься гимнастикой, ты через полгода решила продолжить занятия спортом и пришла в легкую атлетику. Каков был основной мотив твоего поступка?
Феофанова: Скучно стало сидеть дома. Решила попробовать. Ничто на меня не давило: получится - хорошо, не получится - значит, не получится.
Вопрос: У тебя были какие-то материальные причины так поступить?
Феофанова: Нет. Причины были другие. Когда я уходила из гимнастики, меня не поняли. Не поняли, почему я ушла, и пожелания были очень некорректные. Мне просто хотелось доказать, что на гимнастике свет клином не сошелся, есть другие виды спорта
.Вопрос: Наверное, тем тренерам, которые работали с тобой в гимнастике, было обидно с тобой расставаться?
Феофанова: Я не думаю, что им было обидно. Я думаю, что они не верили, что в легкой атлетике у меня что-то получится. Гимнастика и легкая атлетика - две вещи несовместимые. Из легкой атлетики в гимнастику перейти вообще нереально
.Вопрос Бондаренко: Света попала в сборную в 2000 г. Зимой на чемпионате Европы в Генте она не смогла выполнить квалификацию и пробиться в основные соревнования. Летом, неожиданно для всех, удачно выступила на чемпионате страны и попала в олимпийскую команду. Но на олимпиаде ее опять постигла неудача - нулевая оценка в квалификации. Такой путь типичен для молодого спортсмена. И все же, как эти неудачи не сломали ее психологически? Как вы смогли за такое короткое после олимпиады время так высоко подняться, а не опуститься, что было бы объяснимо, после неудач на столь крупных соревнованиях? У вас не опустились руки, у спортсменки не было истерики, ваш дуэт тренер - ученик не распался?
Бондаренко: В 2000 г. Светлана действительно только-только попала во взрослую сборную команду. Обычно у всех спортсменов, которые попадают в сборную страны, в первый год идет адаптация. Трудно сразу и попасть в сборную и устанавливать рекорды. Это не так просто. Я знаю много спортсменов
, которые, попав в сборную, продолжают на протяжении многих лет выступать неплохо, но, как говорится, звезд с неба не хватают. Почему нас не "подкосили" неудачи? Потому, что и у нее и у меня в голове были глобальные планы, другие цели. То есть не просто попасть в сборную и закрепиться на уровне десятки Европы или мира. А совсем другая подготовка и цели, и путь другой был совсем. Поэтому неудачи 2000 г. как бы прошли незаметно. Было неприятно, но мы старались не обращать на это внимания. Надо было жить дальше, бороться, тренироваться. Мы хотели прыгать не 4 м 50 см, как прыгали наши соперницы на олимпиаде, а выше. Отсюда у нас и настрой такой был - и у меня, и у нее.Вопрос: Вы что-то изменили после олимпиады в плане техники? Или в плане психологии? Исходя из полученного отрицательного опыта 2000 г.? Или шли дальше своим намеченным путем, ничего не меняя?
Бондаренко: Мы просто продолжали заниматься техникой и повышать определенные физические качества. Те качества, которых не хватало для более высокого прыжка. Вообще, думали и работали в этом направлении.
Вопрос Феофановой: Света, свой первый мировой рекорд ты установила в феврале 2001 г. Что это были за соревнования?
Феофанова: Это были международные коммерческие соревнования в Дортмунде.
Вопрос: Это получилось неожиданно для тебя?
Феофанова: Я была и морально и физически готова установить мировой рекорд.
Вопрос: Тебя вынудили установить мировой рекорд соперницы?
Феофанова: Нет, я прыгала уже одна. Перед этим взяла высоту 4 м 60 см и установила рекорд Европы. Затем судьи подняли планку еще на 4 см. Эту высоту я прыгала в одиночестве
.Вопрос: С каких попыток брала высоты?
Феофанова: 4 м 60 см взяла со второй попытки, а 4 м 64 см - с третьей.
Вопрос: Что ты чувствуешь, когда у тебя остается третья попытка
?Феофанова: Это, - смотря какие соревнования.
Вопрос: Если идет накал, борьба сильная?
Феофанова: Например, на зимнем чемпионате Европы 2002 г. на ключевой высоте 4 м 70 см, когда решалась судьба золотой медали, две первые попытки совсем не получились. Я сама понимала, что таким прыжком высоту не взять. И, когда я пошла на разбег третьей попытки, то ни о чем не думала, а просто бога молила, чтобы все получилось, как надо. И в меня вселилась уверенность, что я эту высоту возьму. Встав на разбег, я точно знала, что прыгну.
Вопрос: Ты сама себе дала такую установку?
Феофанова: Нет. И даже не тренер. И не зрители. Я ничего не видела и ничего не слышала вокруг в тот момент. Просто я знала, что у меня осталась единственная третья попытка. Если я не возьму высоту, то проиграю. После того, как взяла высоту, установив новый мировой рекорд, было много эмоций. Пережила слишком сильное нервное напряжение! Если бы я взяла высоту 4 м 65 см с первой попытки, мне бы так сильно нервничать не пришлось. Но я сама упустила свой шанс, и пришлось прыгать 4 м 70 см, чтобы выиграть.
Вопрос: А почему не получилась первая попытка на высоте 4 м 65 см?
Феофанова: Из-за технической ошибки - чуть-чуть "не дошла" до планки. Потом немного планку подвинула - и взяла 4 м 65 см. А немка Ивонне Бушбаум эту высоту взяла с первой попытки. Она просто идеально совершила свою попытку.
Вопрос: Как ты обычно готовишься к официальным соревнованиям? Что делаешь за день, за два? Делаешь все, как обычно перед другими коммерческими стартами?
Феофанова: Нет. Психологически перед ответственными соревнованиями мне очень тяжело. Перед коммерческим стартом я практически не волнуюсь. Ну, допустим, проиграю? Ну и что? Выиграю следующий старт. Другое дело - официальные соревнования - Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы. Спортсмен моего уровня или должен приехать и бороться за победу или вовсе не приезжать. Неудача на чемпионате Европы или мира гораздо больше бьет по самолюбию, чем проигрыш на коммерческом старте.
Вопрос: Ты пришла в легкую атлетику довольно поздно. Это был 1998 г. Ты помнишь свой результат в 1998 г.?
Феофанова: Да, я прыгнула 3 м 90 см.
Вопрос: В следующем 1999 г. ты еще была в юниорском возрасте, и у тебя тогда далеко не все получалось. Много "баранок" получала?
Феофанова: Зимой 1999 г. все складывалось хорошо, выиграла юниорский чемпионат России. Вроде была хорошо готова. А вот летом возникли проблемы. Получила на соревнованиях "баранку", затем техника разладилась. На следующих соревнованиях перемудрила со стойками, стала двигать их туда - сюда, ничего не получалось. В итоге появилась вторая "баранка". Затем на чемпионате России получила третью нулевую оценку.
Вопрос: После всех этих провалов я рискнула поставить тебя сначала в состав женской сборной клуба на Кубок России, где "Лучу" предстояло завоевать право на участие в Кубке Европейских Чемпионов, а затем и на юниорский Кубок Европейских Чемпионов во Франции. И там и там тебе удалось победить, хотя результат был невысок - 3 м 80 см. Помогли ли тебе эти старты психологически переломить ситуацию и поверить в себя?
Феофанова: Я после того сезона стала тренироваться как-то по-другому. Пришлось немножко "повариться" в 1999 г., чтобы потом начать что-то понимать. Нельзя ничего не зная и ничего не умея, мечтать о чем-то. Рано. Нужно время.
Вопрос: То есть после сезона 1999 г. ты вышла качественно новым спортсменом?
Феофанова: Частично. Прыжок начала совсем другой делать. Стала посильнее. Шесты другие взяла. И следующей зимой сразу прыгнула 4 м 40 см, улучшив личный рекорд на 30 см.
Вопрос: Что помогло тебе в короткий срок так качественно подняться?
Феофанова: Личные амбиции и самолюбие. Хотелось догнать Лену Белякову
.Вопрос: 2000 г. тоже был очень сложным, несмотря на то, что ты попала в сборную. Первые официальные старты прошли неудачно. Ты не могла на зимнем чемпионате Европы в Генте показать свой результат?
Феофанова: Я первый раз выступала на таких крупных взрослых соревнованиях, и это оказалось непросто. Я не была еще спортсменом международного уровня, я еще была "домашним" спортсменом. Я не знала даже, как настраиваться на такие соревнования. Хотя для себя я в том сезоне сделала все возможное, даже на олимпиаду попала.
Вопрос: А почему не получилось на олимпиаде?
Феофанова: Не знаю. Там такие ощущения были, необъяснимые для меня. В Австралии я чувствовала себя плохо, голова "чужая" была. В этом году тоже ездили в Австралию, и то состояние, что было на олимпиаде, снова повторилось. Я была сама не своя, абсолютно. Действовала, как будто я автомат.
Вопрос: А в Эдмонтоне? Другое полушарие, тяжелый перелет. Но там было все нормально. Почему?
Феофанова: Мы в Эдмонтон раньше приехали. Первая прыжковая тренировка в Эдмонтоне прошла при таких же ощущениях, как в Австралии. Но я решила, что так нельзя. И старалась эти ощущения волевыми усилиями преодолеть. Потом одну тренировку сделала нормально, вошла в русло, и стало все получаться. Я думаю, все дело было в акклиматизации.
Вопрос: За сколько дней до старта вы прилетели в Эдмонтон?
Феофанова: Мы прилетели 26 июля, а соревнования состоялись 4 августа. За 8 дней.
Вопрос Бондаренко: Очень удачно для вас сложился зимний сезон 2002 г. Вы еще больше утвердились на избранном пути? Вы именно так и планировали или так получилось?
Бондаренко: Мы планировали показать свой летний результат. Но специально выходить на какой-то "бешеный" результат не хотели. Потому что очень напряженный был 2001 г. и зима, и лето - два чемпионата мира так просто не проходят. Поэтому мы не ставили перед собой жестких суперзадач - прыгнуть обязательно на 4 м 80 см
или на 5 метров. Хотели просто закрепиться на достигнутом уровне. Вот и получилось 4 м 75 см летом 2001 г. и 4 м 75 см зимой 2002 г. И именно эта высота оказалась новым мировым рекордом. Так получилось, но мы заранее об этом не думали.Вопрос Феофановой: Света, расскажи о взаимоотношении с тренером. Как складывались ваши деловые отношения? Ты с ним часто споришь?
Феофанова: Нет, я не спорю. Что тут спорить-то?
Вопрос: Он для тебя в спорте первый авторитет?
Феофанова: Да. Это правильно, потому, что он в легкую атлетику пришел раньше, чем я родилась
.Вопрос: А вдруг завтра ты установишь еще десять мировых рекордов и посчитаешь, что теперь больше знаешь, чем тренер? Может быть такое?
Феофанова: Я думаю, нет. Потому, что мы как бы друг друга дополняем
.Вопрос: Но у многих есть проблема: спортсмен, дорастая до определенного уровня, начинает считать, что тренер уже ничего не понимает...
Феофанова: Это происходит в том случае, когда тренер не двигается, не растет вместе со спортсменом. Если тренер не растет, а остается на прежнем уровне, то такая ситуация возможна.
Вопрос: А если возникнут расхождения по технике прыжка?
Феофанова: Нет, у нас таких расхождений никогда не было и быть не может. Я вижу технику прыжка глазами тренера. Но я не могу прыгать его прыжком. Я стараюсь приблизиться к его пониманию прыжка, как он понимает. В принципе, я представляю себе прыжок точно так же, как тренер. Если делать "мужской" прыжок, т.е. технически делать все так, как делают ребята, которые 6 м прыгают, то, конечно, прыгнуть можно очень высоко.
Вопрос: Вы много времени на тренировке уделяете физической подготовке?
Феофанова: Много.
Вопрос: Упражнения носят общий характер или специальный?
Феофанова: Общий. Мы все делаем: и спринт бегаем, ядро толкаем, прыгаем в длину и высоту. Потому, что нам нужна атака под разным углом. Соответственно, много времени уделяем упражнениям со штангой и гимнастике.
Вопрос: Сколько ты приседаешь со штангой?
Феофанова: Полный присед - 70 кг, полуприсед - 130 кг
.Вопрос: Это один полуприсед или несколько подряд?
Феофанова: Конечно несколько, раз шесть.
Вопрос: Я слышала, что ты можешь в манеже ЦСКА по всей лестнице, что идет вдоль зрительских мест, подняться в положении стойки на руках. Это правда?
Феофанова: (Смеется) Могу, но не всю лестницу, а всего несколько ступенек
.Вопрос: А чего тебе не хватает, чтобы прыгать "мужской" техникой? Силы?
Феофанова: Сейчас у меня есть определенная техника прыжка. И чтобы ее изменить, прыжок надо сломать. Чтобы сделать совсем другие движения. Для этого необходим определенный настрой. Много времени надо этому посвятить. Голову надо переключить на другой прыжок. Задаться такой целью. На том уровне, на котором я прыгаю, очень сложно так кардинально все менять
.Вопрос: Как ты считаешь, с чего надо начинать юным прыгунам с шестом? Может быть, надо всем, как ты, начинать с гимнастики?
Феофанова: Я думаю, нет. Да, нужна координация и другие качества. Ведь человек в обычной жизни не ходит на руках и не висит вниз головой. Но с гимнастики начинать не обязательно
.Вопрос: Света, ты учишься в институте физкультуры. Ты хочешь в будущем работать тренером?
Феофанова: Пока нет, потому, что тренерская работа такая неблагодарная...
Вопрос: Какое место в тренировочном процессе, на твой взгляд, занимает спортивный режим?
Бондаренко: У нас режим занимает одно из первых мест. Света сразу после тренировки бежит домой - кушает и отдыхает. Она всю жизнь посвящает спорту, поэтому на дискотеки не ходит и с друзьями не засиживается. Если человек профессионально занимается спортом, то он уже не будет делать чего-то такого, что будет мешать спорту. Профессионализм требует именно такого отношения
.Вопрос: Света, а тебе тяжело дается такое жесткое соблюдение режима?
Феофанова: В принципе нет. Это моя норма жизни
.Вопрос: У тебя есть мечта, связанная со спортом?
Феофанова: Я хочу в спорте достичь того, чего я могу достичь на самом деле. Знаете, как бывает: что-то не допрыгала или не добегала, или могла, но не доделала. Я боюсь остаться, что называется, перспективной, так ничего и не достигнув
.Вопрос: Света, ты самокритичный человек? Когда бывает неудача, ты кого больше обвиняешь - себя или тренера?
Феофанова: Себя. Я всегда обвиняю только себя. Практически не бывает, чтобы я в своей неудаче обвиняла тренера, если только стойки не подошли. А если со стойками все в порядке, то виновата я сама.
Вопрос: Первый твой крупный успех произошел в 2001 г. на зимнем чемпионате мира в Лиссабоне, где ты, уступив только американской
прыгунье Стэйси Драгиле, заняла второе место. Как это случилось?
Феофанова: Честно говоря, в день финальных состязаний я очень плохо себя чувствовала, поэтому серебряная медаль чемпионата мира - это было все возможное и невозможное, что я смогла сделать.
Вопрос: Ты давно знакома со Стэйси Драгилой? Расскажи о ней.
Феофанова: Стэйси на 9 лет меня старше и успела многое в спорте сделать. Она перешла из многоборья. Победила еще в 1997 г. в Париже на зимнем чемпионате мира и на летнем чемпионате мира в Севилье в 1999 г. победила. И олимпиаду 2000 г., на которой впервые дебютировал женский прыжок с шестом, Стэйси также выиграла. Она всегда была очень сильна.
Вопрос: Как ты думаешь, Драгила будет прыгать на олимпиаде в 2004 году?
Феофанова: Не знаю. Наверное, будет, если со здоровьем все будет в порядке
.Вопрос: Кто из зарубежных спортсменок, твоих сверстниц, может составить тебе конкуренцию?
Феофанова: Ивонне Бушбаум из Германии, полячка Моника Перек, а американские прыгуньи все намного старше меня.
Вопрос: В Эдмонтоне судьи допустили ошибку, посчитали одну лишнюю попытку Драгиле. Помешало ли тебе это в борьбе за золотую медаль?
Феофанова: Нет. Они всем посчитали по одной лишней попытке и мне в том числе, но сразу исправили свою ошибку. У меня нет претензий к судьям, кроме того, что они уж очень медленно устанавливали планку.
Вопрос: Для тебя многое изменилось в 2001 г. - можно сказать, из золушки ты превратилась в королеву. Звездной болезнью не страдаешь?
Феофанова: Нет. Звездной болезнью я переболела еще в детстве. Я уже психологически сформировавшийся человек, звездная болезнь мне не страшна.
Вопрос: Но все же приятно быть лидером?
Феофанова: Но ответственность какая! Проще "догонять", чем "убегать".
Вопрос: А что ты делаешь, когда на тебя сильно давит груз ответственности?
Феофанова: Волнуюсь. Может быть, уверенности пока не хватает. Лидером себя не ощущаю, а чрезмерное внимание ко мне даже утомляет
.Вопрос: Света, как ты думаешь, способна ли ты воплотить все тренерские планы в жизнь и прыгнуть 5 метров?
Феофанова: Это высота пока для меня остается только мечтой.
Вопрос: Когда что-то не получается на тренировке, что тебе больше помогает: индивидуальная работа с тренером или то, что ты смотришь, как прыгают другие спортсмены вашей группы?
Феофанова: Когда нет технических проблем, то проще тренироваться один на один с тренером. Но если есть проблемы, мне нужно переключение на других спортсменов. Вообще, легче и веселее тренироваться в группе. Иногда получается так, что спортсмен, который рядом с тобой тренируется, помогает донести до сознания то, что хочет, но не может донести тренер. То же самое говорит, но как бы другими словами.
Вопрос: Как твоя мама относится к твоим занятиям легкой атлетикой?
Феофанова: На соревнования, смотреть, как я выступаю, мама никогда не ходила. Ни на гимнастику, ни на легкую атлетику. Прямую трансляцию соревнований по телевизору мама тоже никогда не смотрит. А вот, когда уже все известно, в записи может посмотреть.
Вопрос Бондаренко: В вашей работе со Светланой Феофановой есть какие-либо особенности?
Бондаренко: Особенностей никаких нет. Просто у Светы есть определенные положительные качества, и я стараюсь использовать эти качества для развития прыжка. Например, у Светы очень высокая скорость отталкивания, гимнастика хорошая. Она имеет то, что многие прыгуны не имеют. Мужчины даже не имеют половину того, что она имеет по отношении к себе. Например, относительная сила. По этому показателю Света мужчинам ни в чем не уступает. Она весит 49-50 кг, а штангу жмет лежа 70 кг. В гимнастике: за счет маха она попадает в стойку "из любого снаряда" - будь то брусья, перекладина или кольца. Почти никто в мире из прыгунов этого не делает. И я стараюсь эти качества использовать для того, чтобы "засунуть" ее на определенный шест, хват, который ей даст возможность прыгать все выше и выше.
Вопрос: Гимнастика очень важна для прыгунов с шестом?
Бондаренко: Да. Мы платим деньги и ходим на гимнастику в зал ЦСКА. Там есть все снаряды, и мы работаем. У нас специфическая гимнастика для прыгунов с шестом. Помимо гимнастических снарядов используем специальные тренажеры. Когда я тренировался в Ярославле, у нас целый зал был тренажеров, различных амортизаторов и других приспособлений, на которых можно было быстрее освоить определенные движения именно для прыжка с шестом.
Вопрос: А сейчас в Ярославле работают тренеры - шестовики?
Бондаренко: Работает Скулябин Алексей Борисович, первый тренер олимпийского чемпиона Максима Тарасова. Но, как он мне сам сказал, такой сильной энергии, как раньше, у него уже нет. Ему всего 55 лет, но он уже так не "горит" почему-то. А в спорте надо "гореть". В спорте от тренера многое зависит. Тренер должен "гореть" обязательно. Тогда и ученик, видя, что тренер "горит", начинает больше верить ему, начинает стараться, упираться изо всех сил
.Вопрос: А возможно в Москве сделать такой специализированный для шеста зал, как в Ярославле?
Бондаренко: Зал-то есть. Вот манеж ЦСКА - прекрасный зал, но нам никто не разрешает вешать тренажеры
.Вопрос: А тренажеры, где их взять? Их можно купить?
Бондаренко: Нет. Тренажеры мы все сделали сами. Искали специально авиационную резину, вешали ее. Канаты делали из кабеля. Это для нас непростой снаряд - он должен гнуться, как шест. Я сам выдумываю под свой вид тренажеры.
Вопрос: Мне кажется, на сегодняшний день из молодых спортсменок в мире нет равной Свете Феофановой? Ты со мной согласен?
Бондаренко: По природным качествам, может быть, да. Но в шесте очень важен рост спортсмена. А Света роста невысокого.
Вопрос: А чем можно компенсировать этот недостаток?
Бондаренко: Только скоростью. Из тех, кто прыгает, я, быстрее, чем Света, не видел никого
.Вопрос: А кого бы ты выделил из наших российских прыгунов - мужчин?
Бондаренко: Скорее всего, Павла Герасимова. Еще неплохо выглядит Евгений Смирягин из Санкт-Петербурга. Но он мягкий очень по характеру. Если у него все получается, то он прыгает высоко. Но, если, что называется, "не пошло", то ситуацию он уже переломить не может - напрягать себя сильно не будет. Все остальные спортсмены примерно на одном уровне.
Вопрос: На каких шестах вы прыгаете на тренировке и на соревнованиях: это шесты одной фирмы?
Бондаренко: Света Феофанова прыгает на шестах фирмы "Спирит", которые производятся в Неваде, США. Почему именно на этих? Потому что чувствует себя более уверенно именно на них, чем на других. Пробовала прыгать на карбоновых шестах, но они чуть "быстрее", и она "в них" не успевает.
Вопрос: А на каких шестах вы начинали прыгать? Тоже на "Спирите"?
Бондаренко: Нет. Начинали мы с фирмы "Нордик", потому что у нас тогда не было для Светы, под ее вес шестов марки "Спирит". Поэтому пришлось прыгать на шестах фирмы "Нордик", и с них она уже перешла на "Спирит". Они немного по-другому работают.
Вопрос: Евгений Георгиевич, что значит "быстрый" шест? И от чего это зависит? Почему одни шесты быстрые, а другие медленные? Как устроен шест? Как вы его выбираете?
Бондаренко: Спортсмен выбирает шест под свой прыжок. Что такое "быстрый" шест? Тот спортсмен, у кого более быстрый прыжок, определенная динамика прыжка - берет, как правило, карбоновые шесты фирмы "Пейсер". Те спортсмены, у кого более медленная динамика прыжка, более тягучая, берут "медленные" шесты. В принципе, если честно сказать, можно прыгать на любых шестах. Но для этого необходимо на них тренироваться, начинать прыгать сначала с маленьких разбегов. Нужно
время, чтобы привыкнуть, нужно выровнять свою динамику прыжка под данные шесты. Но, в принципе, можно прыгать на любых шестах.Вопрос: Как делают шест?
Бондаренко: Шест варят в печке. Это такая специальная печь. Когда еще не готовый шест находится в печи, из него как бы плетут, так называемую, "корзину", которая дает возможность шесту сгибаться в разных местах. Если "корзина" смещена в одну сторону - значит, шест в одной стороне сгибается, если в другую, значит - в другую. Самые прочные шесты сделаны из фибергласса фирмы "Спирит" или обыкновенные "Пейсер", которые до этого у нас были. Карбон - более хрупкий материал, хотя сейчас, кажется, нашли способ делать прочный карбоновый шест. До недавнего времени карбоновые шесты часто ломались. Если где-то скол или шест нечаянно ударить или правильно не доделать прыжок, то карбоновый шест может сломаться. У меня в личной практике такие случаи были. Поэтому, несмотря на то, что карбоновые шесты легче, многие спортсмены предпочитают прыгать на шестах фирмы "Спирит". Среди атлетов, которые предпочитают карбоновые шесты и среди тех, кто прыгает на "Спирите" даже идет такое своеобразное состязание. Например, на недавних состязаниях Кубка Европы я заметил человека из фирмы "Пейсер", который записывал, сколько атлетов прыгают на шестах фирмы "Спирит" и сколько на шестах фирмы "Пейсер". У них вот такая негласная конкуренция. Такой же подсчет идет по числу завоеванных медалей и по числу установленных рекордов. На "Спирите" или на карбоне? Так они борются за свой рынок. Таким образом, как бы привлекая к себе спортсменов.
Вопрос: Сколько стоит хороший шест?
Бондаренко: Цена колеблется в зависимости от длины шеста. Самые короткие шесты - детские. Их длина 3 м 50 см. Такие шесты фирмы "Спирит" стоят 120-130 долларов за штуку. А если взять мужской шест этой же фирмы, длина которого 5 м 20 см, то он уже стоит около 500 долларов.
Вопрос: На мой взгляд, довольно большое количество фирм занимается производством шестов. Выгодно ли это фирмам? Сделать шест сложно - своя технология нужна, оборудование. Но прыжок с шестом - это достаточно редкий вид спорта и массовости здесь быть не может. Вот горные лыжи, например, там другое дело - весь мир катается. А тут...
Бондаренко: На самом деле фирм, серьезно занимающихся производством шестов, не так уж и много. Всего три. На первом месте идет "Спирит". На шестах этой фирмы прыгал легендарный Сергей Бубка. Затем идут "Пейсер" и "Нордик". Ну а что касается выгоды... Там, где их делают, стоят всего две-три печи, которые успевают выпускать шесты для
всего мира. Если честно, шесты делать стали как бы случайно. Откуда, например, взялся материал для шеста фибергласс? На космическом полигоне штата Невада в США этим материалом обшивали корабли "Шатл". Этот материал очень прочный, держит и высокую температуру, и холод и еще довольно гибкий. Это заметили, и решили попробовать сделать шест. Поставили одну печь, сварили, свернули как бы в трубочку, и получился шест, который подкидывает. Но никто не ставит себе цель сделать как можно больше шестов.Вопрос: А почему в тренировках вы все-таки используете шесты фирмы "Нордик"?
Феофанова: Сейчас уже не используем. А раньше прыгали на них потому, что не было других "мягких" шестов. А сейчас, когда на тренировке прыгаешь с полного разбега, то необходим "жесткий" шест - это шест фирмы "Спирит".
Бондаренко: Несколько лет назад мы не могли себе позволить купить необходимое количество шестов фирмы "Спирит", так как они были достаточно дороги - долларов по четыреста. Поэтому имели для соревнований пять-шесть шестов более "жестких", для больших разбегов, а тренировались на более дешевых шестах. На тренировке на них можно было выполнять прыжки с небольших разбегов и делать другие упражнения. Конечно, все это было из-за нехватки средств - ведь, как правило, шесты приходится приобретать на свои личные деньги.
Вопрос: А, все-таки, предпочтительней тренироваться и выступать на шестах фирмы "Спирит"?
Бондаренко: Так мы сейчас и делаем. После успешного выступления Светланы на Чемпионате мира, нам фирма "Спирит" дала достаточное количество шестов бесплатно в целях рекламы и для тренировок, и для соревнований.
Вопрос: А как развивается ваш вид, т.е. прыжок с шестом в России? Существуют ли регионы, которые можно было бы назвать центрами развития прыжка с шестом?
Бондаренко: Я думаю, что условия для развития прыжков с шестом, примерно во всех регионах России одинаковы. Может быть, где-то чуть лучше, чем в Москве. Например, в Волгограде. Потому, что у них в манеже есть место для специальных тренажеров, которые необходимы шестовикам. А мы, к сожалению, в манеже ЦСКА, где обычно тренируемся, не можем повесить ни одного тренажера. Нам не разрешают, ссылаясь на то, что это не предусмотрено конструкцией манежа. Что касается центров развития прыжка с шестом, то таких центров, как, например,
во Франции у нас в России нет.Вопрос: Расскажите поподробнее о центре во Франции.
Бондаренко: Это тот центр, где тренировался Жан Гальфион, олимпийский чемпион 1996 года. В принципе этот центр ничем не отличается от других европейских центров: и во Франции, и в Германии (например, в Цвайбрюкене или Ливеркузине) - там все сделано для шеста. Централизованная школа. Есть закрытый и открытый стадионы, в которых установлены по три-четыре места для прыжка с шестом. Установлены многочисленные специальные тренажеры. Тут же гимнастический зал и бассейн. Все сделано, чтобы и дети, и взрослые полноценно тренировались. Просто так туда не попасть. Снимать на фотоаппарат или видеокамеру ничего нельзя, т.к. у них существует как бы тайна - как тренируются шестовики высокого уровня. Посторонний человек в центр попасть не может, въезд на территорию только по специальному пропуску. Нам сравниваться с ними тяжело. В манеже ЦСКА есть маты для прыжков с шестом, есть дорожка и шесты. Мы можем там только прыгать с шестом и делать силовую работу со штангой - все. А, например, пойти в бассейн или пойти в зал гимнастики - нет. Приходится или платить свои деньги, или ехать на другой конец города, потому, что мы не спортсмены ЦСКА, а спортсмены общества Профсоюзов, и в ЦСКА нам больше
ничего не дают.Вопрос: А на Украине существует центр Сергея Бубки?
Бондаренко: В Донецке есть манеж, школа, которую они называют клубом. Я давно там не был, но думаю, что матами и шестами они полностью обеспечены. Но не думаю, что дело там обстоит так же хорошо, как в США, Франции или Германии, где все на высочайшем, современном уровне. Все собрано в одном месте и проблем практически нет - только тренируйся! Все оборудование и тренажеры выше классом. Например, во Франции есть сектор для прыжка с шестом,
который крутится как бы на колесах-рельсах. Вот ветер подул - можно сразу же сектор развернуть, "усы" поставить и прыгать по ветру. Ветер подул в другую сторону - можно развернуть сектор в другую сторону. От центра сектора, где стоят маты, в разные стороны положено восемь дорожек во все направления. Ветер может быть любой - южный, северный, северо-восточный и т.д. - для тренировки это не имеет значения, т.к. сектор можно развернуть в любое удобное положение.Вопрос: Почему во Франции это выгодно делать, есть свой спортивный бизнес, а у нас в России равнодушие?
Бондаренко: Это не равнодушие. В каждой стране спорт занимает определенное место. Во Франции всегда были хорошие шестовики и, наверное, всегда будут при таком отношении государства. Программа развития спорта есть в каждой стране, каждом городе - и как в программе написано, так они и делают.
Вопрос: У нас в стране и городе тоже есть программа и тоже, как написано, так и делается. Может быть, у нас просто плохо написано?
Бондаренко: Я думаю, там написано конкретнее. Когда я был в Германии и гостил в клубе "Ганновер", то обратил внимание на то, что там то же самое, что и у нас. Такая же школа, как у нас. Отличие в другом. Тренер по шесту пишет заявку, что, например, ему нужны такие-то два-три шеста для
такого-то спортсмена и отдает свою заявку руководству. Уже через неделю он получает шесты! Там вообще не могут понять, как это можно прыгать с шестом, если у тебя нет шестов или матов. А у нас все надеются на то, что без шестов и без матов можно прыгать. И прыгают... Я сам до 1998 г. клеил, сшивал, стягивал старенькие маты в манеже ЦСКА. Покупал резинки какие-то. Из двух разных матов, которые вообще не подходят друг к другу, делал один.Вопрос: Совершенно бесплатно?
Бондаренко: Конечно. Еще за свои деньги. Вот какое это отношение к спорту? Я не знаю, как его назвать?
Феофанова: За границей в любом самом маленьком городке есть обязательно стадион.
Бондаренко: У них это обязательное условие
.Иванова: У нас тоже в любом городе есть стадион...
Феофанова: Но он часто не предназначен для занятий спортом.
Бондаренко: Он по документам как бы есть и на карте есть... Но, как правило, беговой дорожки там нет или она непригодна для бега, т.к. положена лет двадцать назад, не говоря о прыжковых секторах. А это обязательное условие существования любого стадиона. Наш бывший соотечественник, тренер по шесту, который работает сейчас в США, рассказывал мне, что там городской государственный стадион каждый год заново обязательно полностью переукомплектовывается оборудованием. Там должны быть барьеры, штанга, там должны быть все необходимые спортивные снаряды. Причем на этом стадионе работает всего один человек, который и выдает этот инвентарь всем желающим. Если на стадион приходит тренер или ты самостоятельно хочешь потренироваться, то этот человек выдает тебе то оборудование и снаряды, которые ты попросишь, и ты имеешь право тренироваться на городском стадионе совершенно бесплатно. Есть еще и клубные стадионы, которые уже оборудованы по последнему слову техники и там совсем все по-другому - как бы дополнительно, очень много всего. Почему у нас этого нет? Наверное, мы не слишком заинтересованы в этом деле. Вот и получается, что олимпийский чемпион и чемпион мира Максим Тарасов всю жизнь прожил за границей!
Вопрос: Да, но вырос-то он здесь?
Бондаренко: Вырос-то он здесь, но дальше продолжать расти уехал в 1991 г. за границу. И все его победы и на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх связаны с венгерским клубом. Это же не просто так. Скорее всего, хорошие условия и позволили ему добиться таких успехов. А в Ярославле, где он тренировался (я, кстати, родом тоже оттуда), есть маты, определенное количество шестов для тренировок, но стадиона, так же как и в Москве, нет. Летом приходится тренироваться в манеже или что-то придумывать. Местный тренер сам сколотил какой-то помост, поставил его на землю в каком-то бывшем пионерском лагере, привез туда сам маты за свои деньги, и дети там тренируются. Это не условия для олимпийского чемпиона.
Вопрос: У нас в стране есть вид спорта, для которого созданы все условия - это футбол, но нет успехов. В легкой атлетике есть успехи, но нет условий. Такая парадоксальная ситуация. Как бы ты это объяснил?
Бондаренко: Если бы я был человеком, который отвечает за спорт, я бы сказал, что минимум внимания и средств каждому виду спорта, учитывая индивидуальные особенности, надо выделять в любом случае. Но каждый вид спорта должен дополнительно зарабатывать у государства средства на развитие, согласно вкладу медалей, завоеванных на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Если легкая атлетика имеет десять золотых медалей, то это должно давать ей право иметь определенные хорошие дополнительные средства для подготовки атлетов. Тоже должно быть и в клубах. Если московский легкоатлетический спортивный клуб "Луч" выигрывает Кубок Европейских Чемпионов, он должен иметь за это право на получение от города определенной финансовой поддержки для подготовки к следующему Кубку.
Иванова: Это было бы здорово...
Бондаренко: А насчет футбола могу сказать следующее. Я думаю, что в футболе не достаточно профессионализма. Многие взгляды на тренировку давно пора менять - время другое! Надо научиться готовить игроков более высокого класса. Спортивные базы у них хорошие
.Вопрос: А тренеры?
Бондаренко: Мне сложно об этом судить, т.к. я не футболист. Но считаю, что о тренере нужно судить только по выступлению его воспитанников на официальном большом старте. О нем можно судить по заслугам его спортсменов. Как выступили спортсмены - таков и тренер. Можно говорить, что тренер хороший. Но если его ученики не имеют успехов на Олимпийских игры, чемпионатах мира и Европы - то какой же это хороший тренер?
Вопрос: Как ты считаешь, у нас в России много талантливых молодых прыгунов с шестом? Бондаренко: Сейчас вообще спортсменов мало, в том числе и прыгунов с шестом. Я думаю, даже очень мало. Потому что детским тренером никто работать не хочет, тем более тренером по прыжку с шестом. В Москве из молодых тренеров я знаю только двоих - это я сам и еще начал работать Олег Диодзинов.
Я с коллегами помог ему собрать группу. А вот с нуля начать и вытащить - очень тяжело. Ни один молодой человек, который посмотрит, сколько платят простому тренеру, не Заслуженному тренеру России, а обыкновенному детскому тренеру, скорее всего не захочет заняться тренерским делом. Вопрос: Но ведь ты сам вытащил с нуля - первая была Лена Белякова, затем Юлия Голубчикова, потом пришла Света Феофанова.Бондаренко: Да. Я такой человек. Но сейчас, если подумаю об этом, то не знаю, как и сил хватило. Тогда много было проблем: не хватало шестов, не было матов, дорожки... Денег не было, чтобы ездить на соревнования и сборы.
Иванова: Я знаю. Я старалась помочь, чем могла, но не всегда это получалось. Иногда Вы на меня даже обижались. Но это все было от бедности, а не от нежелания помочь. В чем отличие положения тренера до перестройки и после?
Бондаренко: В Советском Союзе у тренера была очень хорошая зарплата - в полтора раза выше, чем на заводе. Тренеру не надо было ни с кем бороться. А сейчас зарплата тренера зависит конкретно от класса спортсмена, которого он тренирует. Поэтому сейчас каждый тренер стремится сам вырастить своих спортсменов и попытаться их довести до самого высокого уровня.
Вопрос: Что ты можешь порекомендовать тренерам, которые начинают работать с детьми?
Бондаренко: Проработав эти годы, я понял, что детей в шест надо все-таки отбирать! Я-то не отбирал. Я работал с теми, кто сам приходил. Но люди приходят не совсем уж сильно талантливые. Очень редко, когда приходит талантливый человек. Но талантливого человека надо обязательно уметь находить. Его надо "угадать", заинтересовать и т.д. А в России, чтобы работать с детьми, надо еще иметь специальные детские шесты. Это коротенькие, легонькие шесты. Если ребенок впервые придет на тренировку, ему надо дать маленький легкий шест, с которым ему будет интересно тренироваться, а не тяжело сразу. Их нет. Поэтому детям приходится очень трудно и мучительно тащить до конца разбега огромную палку, какой является взрослый шест. Многим тренерам приходится давать ребенку сразу большой шест. Ребенок еще просто стоит на разбеге, ничего не делает, а ему уже тяжело. И ребенку нужны неимоверные усилия, чтобы с большим шестом выполнить какие-либо движения. К сожалению, у нас детских шестов практически нет. Женские шесты стали появляться, а детских шестов - маленьких, тоненьких вообще нет. Мы их не закупаем. И никогда не закупали. Они попадают в страну под какого-то известного спортсмена. Например, под Свету Феофанову я сейчас взял три детских шеста
.Вопрос: Зачем?
Бондаренко: На будущее. Вдруг кто талантливый появится...